Госаттестация: эффективный механизм контроля или пятое колесо в телеге?

https://bilimdinews.kz/2018/02/26/mon_attestation_point/

Министерство образования и науки выступает за отмену государственной аттестации школ, сторонники строгих правил категорически с этим не согласны, руководители и учителя школ с трудом переваривают «обновленку», для родителей же и сознательных школьников (и таковых немало) важно получить прочные знания, которые дадут им уверенный старт в будущее.

По замкнутому кругу

Попробуем без левых и правых разобраться в этом вопросе. Отчего регулятор деятельности образовательных учреждений решает отпустить вожжи, другие же настаивают на проведении госаттестации? Так, на заседании Мажилиса ряд парламентариев высказался за отклонение поправок Министерства образования и науки в законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности» и в Закон РК «Об образовании».
Школа сегодня занята обновлением содержания учебных программ, внедрением трехъязычия, цифровых технологий, новых критериев оценки учащихся, развитием у них критического мышления. Учатся не только школьники, но и учителя, которые готовятся к сдаче Национального квалификационного теста, многие из них, понимают необходимость и преференции, которые дает им знание иностранного языка, поэтому активно занимаются английским языком.
Новации образовательного ведомства продиктованы желанием избавить организации образования всех форм собственности от дополнительного чиновничьего нажима и дать, наконец, возможность руководству заниматься организацией учебно-воспитательного процесса, а учителям — учить детей и учиться самим.
Недоверчивый гражданин, да и привыкший уповать на государство обыватель воскликнет: как так? К чему приведет такое попустительство?!
С этим вопросом мы обратились к главному эксперту управления контроля в сфере образования МОН Алле Шакановой, которая сообщила, что аттестацию образовательных учреждений в республике проводят с 1999 года периодичностью раз в пять лет.
В основном при проведении аттестации «хромают» такие показатели, как качество знаний, материально-техническое оснащение и исполнение учебного плана. Точнее, его неисполнение. В малокомплектных школах это происходит по причине отсутствия преподавателей. В городских — из-за перегруженности школ. К примеру, на уроках иностранного языка, труда и физкультуры необходимо делить класс на две группы, но школа занимается в три смены, и в ней физически не хватает кабинетов и помещений для организации занятий.
Как пояснила главный эксперт Алла Шаканова, государственная аттестация неэффективна, поскольку даже при выявлении недостатков организации-нарушители остаются безнаказанными. Это — порочный, замкнутый круг, констатировала Алла Мухамеджановна, имеющая директорский опыт за плечами. Если включить логику, то школы с хорошими учебными показателями и оснащенностью через пять лет вряд ли сдадут позиции. Действительно, госаттестация подстегивает, заставляет мобилизоваться школы, но не лучше ли работать с конкретными организациями, где требуется вмешательство и помощь МОН?!

За чей счет, собственно, банкет?

Процент неаттестованных организаций образования составляет 39%. Благодаря Национальной образовательной базе данных (НОБД) управление контроля МОН владеет ситуацией в полном объеме. Проверки проводятся при поступлении жалоб от граждан, а также выборочные — на основе НОБД.
Несоответствие требуемым параметрам в основном наблюдается в отдаленных школах. И надо понять, подчеркнула главный эксперт министерства Алла Шаканова, что их закрытие — не выход.
Напротив, лишение права оказывать образовательные услуги огромная проблема для родителей и учащихся, живущих в глубинке. Ведь принцип доступности образования становится ничем не подкрепленной декларацией. Поэтому в каждом случае необходимо разбираться и решать накопившиеся проблемы, привлекая к этому органы местной власти, бизнес-структуры и общественность.
В работе аттестационных комиссий участвуют эксперты из других организаций образования. Обычно это заместители директоров по учебно-воспитательной работе, методисты, учителя основных предметов, воспитатели, имеющие определенную нагрузку по своей основной должности. Двухнедельное (!) их отсутствие в школе также негативно отражается на рабочем процессе, создает перегрузки для коллег.
Освободить организации образования от такого вида контроля предлагает и заместитель председателя Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки, член Общественного совета МОН Виктор Беженаров: «Эта процедура негативно воспринимается всем педагогическим сообществом. Не станем говорить о методике ее проведения. Руководители школ и педагогические работники задолго до аттестации впадают в состояние глубокого стресса. Не редкость, когда в аттестационные комиссии попадают некомпетентные люди, что делает сам процесс контроля непродуктивным. Всем очевидно, что меры контроля в форме государственной аттестации школ не обеспечивают ожидаемую эффективность. Аттестация проводится регулярно, но все знают о том, что в отношении дошкольных организаций и школ не принимаются меры по отзыву лицензий, не возбуждается административное производство, неаттестованные детские сады и школы не закрываются. Наше образование должно стремиться к критериальному оцениванию деятельности. А это говорит о смещении акцента с госконтроля на самооценивание организаций образования. Эта практика присутствует во многих государствах с высокоразвитой системой образования. Названные подходы в системе оценки качества работы организаций дошкольного и среднего образования стали бы одной из эффективных мер по снижению коррупционных рисков, которые, к сожалению, имеют место в практике государственной аттестации».
На условиях строгой анонимности учителя рассказали, что в основном за расширение зоны обслуживания в таких случаях доплата не производится. Чаще объединяют классы, а от таких уроков никакой пользы — одна нервотрепка. Более того, разговоры о коррупционной составляющей этой процедуры родились не на ровном месте. Руководитель одной комиссии нацелен на объективную оценку всех показателей, подлежащих проверке, и заявляет сразу: «Никаких угощений!» Другой бастык, напротив, помимо обеда ставит условие об обеспечении транспортом, организации бани и прочих, не предусмотренных бюджетом услуг. За чей счет, собственно, банкет? Догадайтесь сами!

Кому он нужен — двойной контроль?

Проводя в жизнь масштабные реформы, МОН не может не реагировать на мнение педагогов образовательных учреждений, которые жалуются на бюрократический прессинг и бумажную волокиту. Государственная аттестация создает стрессовую ситуацию в коллективе и ложится дополнительной нагрузкой на педагогов и учащихся. Наличие внутренних проверок на основе НОБД и государственной аттестации означает двойной контроль. Но есть ли смысл в этом?
Происходит отвлечение учителей и школьников от учебного процесса, нарушается распорядок работы организации образования. Не нужно забывать и о стрессе, который переживают учащиеся при сдаче контрольных срезов. При этом важно время года, когда проходит проверка знаний. Случается и так, что школьникам предлагают задания, которые они еще не проходили по программе.

Кто заказывает музыку?

Закономерно, что на все изменения в образовательной сфере вместе с детьми реагируют и родители. Их мнение для школы — надежный барометр правильности принимаемых решений, либо сигнал для корректировки действий. Именно поэтому МОН делает акцент на создание попечительских советов, на которые и должен возлагаться общественный контроль за всем, что происходит в школе.
Складывается впечатление, что противники поправок, предлагаемых МОН, не до конца вникли в ситуацию, либо поверхностно знакомы с проблематикой школ и процессом реформирования системы образования. С учетом наличия коррупционной составляющей и недостаточной эффективности действующей формы госконтроля МОН предлагает заменить госаттестацию на самооценивание по ряду критериев. Новая модель, предусматривающая участие в этом процессе родительской общественности, станет надежней, эффективней, а, главное, избавит образовательные учреждения от излишней опеки и вмешательства.
Отправляя ребенка в детский сад либо в школу, родители судят о качестве учебно-воспитательного процесса и профессиональной подготовке педагогов по достижениям ребенка. И тут ничего не попишешь: кто платит, тот и заказывает музыку. А главный заказчик услуг — его величество налогоплательщик, и об этом нельзя забывать.
Редакция приглашает учителей высказать мнение по поводу государственной аттестации. Что она дает? Действительно ли это необходимый и эффективный механизм контроля или «пятое колесо в телеге»?

Дата публикации: 14.03.2018